Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внешняя политика на современном этапе имеет свои особенности. Одним из распространенных способов одного государства оказать влияние на другое являются санкции. Устав ООН регулирует применение принуждения в межгосударственных отношениях, закрепляя строго ограниченный перечень правомерных оснований применения принуждения и пределы действия принуждения. Нельзя не упомянуть Вторую мировую войну и её итоги, как ключевой фактор в решении закрепить обозначенную регламентацию . Создание ядерного оружия и трагические последствия для всего населения Земли в случае его применения – ещё один фактор, поспособствовавший работе ООН по регулированию мер принуждения.
Ст. 51 Устава ООН в настоящее время устанавливает допустимость принуждения на международном уровне, когда оно является ответной мерой на противоправное деяние или осуществлением права на самооборону. Применение принуждения в рамках международного права в иных случаях не является легитимным и заключает в себе насильственный произвол. С целью его недопустимости Устав ООН ограничивает применение санкций, используя институт согласования решения о принудительных мерах пятью постоянными членами Совета безопасности. С одной стороны, согласование затрудняет процесс принятия решений, но в то же время – санкции ООН освобождаются от политического подтекста. США – член Совбеза ООН, показывающий своими действиями на международной арене своё несогласие с необходимостью обязательного согласования применяемых принудительных мер. Ряд европейских стран во главе с США используют односторонние ограничительные меры. Всё большее расширение подобной практики делает тему исследования актуальной. События последних лет делают выбранную тему также актуальной и для нашей страны, ведь в отношении России продолжительное время действуют существенные ограничительные меры. Они касаются как ряда физических, так и юридических лиц. Отдельные отрасли экономики России также оказались под негативным воздействием «санкций». 40 -55 млрд долл. США составляют потери отечественного бюджета за 2014 – 2017 гг .
Мировой истории, в том числе и современной, известны примеры применения санкций, ограничительных мер. Однако, природа данных явлений до сих пор недостаточно изучена.
При написании работы использовались труды А.Н. Вылегжанина, М.Г. Дораева, Ф.И.Кожевникова, Ю.М.Колосова, И.И. Лукашука, Ф.Ф. Мартенса, Б.И.Нефедова, С.В.Черниченко, Н.А.Ушакова и других.
Объект данной курсовой работы – это отношения, которые складываются при применении санкций и односторонних ограничительных мер между субъектами международного права и США, в частности.
Предмет исследования – ряд документов, регламентирующих порядок применения санкций и односторонних ограничительных мер, среди которых: международные соглашения, акты международных организаций, а также законодательство отдельных государств. К предмету исследования относится и практика применения санкций.
Цель работы - исследование односторонних «санкций» на примере применения их со стороны США.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
– рассмотреть общую характеристику внешней политики США;
– изучить виды санкций;
– рассмотреть санкции США на современном этапе.
Среди методов, использованных при написании курсовой работы можно выделить метод анализа и синтеза, критический метод, диалектический метод и другие.
Исходя из целей и задач курсовой работы, её структура включает следующие элементы: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы.
1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США
Внешняя политика США до Первой мировой войны была довольно ограниченной и включала в свои интересы лишь территорию Северной, Центральной и Южной Америки. По завершению Первой мировой войны США стремилась вступлению в международные организации в целях выхода на международную арену. Положительно сказалась на экономике страны введённая в 1914 – 1917 гг. политика нейтралитета. Период 1920-х гг. можно назвать периодом борьбы за политическую экспансию в Латинской Америке. В раде стран Латинской Америки США контролировали финансы и таможню, периодически утверждая свой статус присутствием армии. Ситуация начала меняться лишь во время Второй мировой войны при вступлении США в антигитлеровскую коалицию, несмотря на популярность идеи изоляционизма в рядах правящей элиты . Росту политического влияния способствовал план Маршала, осуществлявшийся в 1947 – 1952 гг. и заключавшийся в экономической помощи странам Западной Европы.
В настоящее время США уже являются участниками различных международных организаций, используя их, в том числе, для распространения своего влияния, именуя понятием «национальные интересы». В настоящее время США являются членами ООН и Совета Безопасности ООН в частности, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ, ИКАО, МОТ и др. Также США – участники ОБСЕ, Азиатского и Африканского банков развития. Это далеко не полный перечень международных организаций. Многие политологи отмечают изменение направления внешней политики по защите национальных интересов на более жёсткое после теракта 11 сентября 2001 г. Заявления США о защите национальных интересов в любой точке земного шара привели к иракскому конфликту.
Внешняя политика США на современном этапе представляет приверженность многосторонних действий, но признание за собой права односторонних мер, что создаёт видимость легитимности данных мер.
Среди признаков внешней политики США стоит выделить экспорт демократии. Демократия, в принципе, является главной целью американской внешней политики. Доклады Госдепартамента США признают успешным экспортом демократии так называемые «цветные революции» в Грузии, Украине, Сербии и Черногории. Само понятие «экспорт демократии» оценивается специалистами, скорее, в негативном ключе. Это связано с теми методами, которыми данный процесс сопровождается, а именно – насилие.
Экономика страны – тот фактор, который существенно сказывается на «весе» страны в мировой политике. Тот факт, что США занимают первое метро среди экономик по номинальному ВВП, уже свидетельствует о влиянии данного государства на мир. Технологическое развитие идёт следом за таким уровнем экономики, которым характеризуется США. 35,8 % всех мировых расходов на разработку новых технологий и их производство – доля США.
Неочевидным на первый взгляд потенциалом обладает внешняя культурная политика. Именно она может создать основу для продвижения национальных интересов. Так называемая сегодня «soft power» или «мягкая сила» - ненасильственный аналог вооружённым действиям. Международные образовательные программы США направлены на популяризацию американской культуры, на позитивное восприятие этой культуры . Один из ключевых элементов «мягкой силы» - это СМИ, которые зачастую связаны с правящей элитой. Киноиндустрия, созданная США, также участвует в продвижении американских ценностей. Именно заслугой «мягкой силы» является признание английского языка в качестве международного в любых форматах международного общения – от простого туризма до конференций с главами государств. Более половины материалов, размещённых в сети интернет, размещено именно на английском языке. Современное общество привыкло воспринимать распространённость английского языка, как нечто само собой разумеющееся, оценивая данный язык, как просто для изучения. Но, если взглянуть на мировую историю, довольно долго официальным языком в международном политическом поле был французский язык. Уровень распространённости английского языка в нашем мире – заслуга США и политики «мягкой силы». Французский историк Э. Тодд считает, что господство США в мире основывается вовсе не на оружии, а на престиже ценностей, институтов и культуры Америки .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова В.В., Комолов О.О. Развитие международных санкционных режимов: исторический аспект // Российский внешнеэкономический вестник, 2016. - № 3. – С. 53 – 69.
2. Братерский М.В., Скриба А.С. Концепция «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии США // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2014. - № 2. – С. 130 – 144.
3. Вылегжанин А.Н., Игнатенко Г.В., Скуратова А.Ю. Юридические итоги великой победы над фашистской Германией и современные попытки их искажения // Московский журнал международного права. – 2010. – №. 7 (79). – С. 49-75.
4. Дораев М.Г. Экономические санкции в праве США, Европейского Союза и России. – М.: Инфотропик Медиа, 2016. – 216 с.
5. Дьячков И.В. Санкции ООН в отношении КНДР: оценка эффективности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23 - № 177. – С. 173 – 179.
6. Жданов Ю.Н. Принудительные меры в международном праве: дисс. … д-ра юрид. наук: 12.00.10. – М.: 1999. – 258 с.
Кешнер М.В. Легитимность санкций в отношении Российской Федерации: международно-правовой анализ // Журнал российского права. 2015. - № 7. – С. 142 – 152.
7. Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: Монография. «НОРМА», «ИНФРА-М», 2017 // СПС КонсультантПлюс.
8. Критский К.В. Термины «международные санкции» и «односторонние ограничительные меры» // Московский журнал международного права. -2016. - № 2. – С. 204-213.
9. Крючкова И.Н. Экономические санкции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в международном публичном праве и международном частном праве. – М.: МАКС Пресс, 2005. – 146 с.
10. Курдюков Г.И., Кешнер М.В. Соотношение ответственности и санкций в международном праве: доктринальные подходы // Журнал российского права. 2014. - № 9. – С. 103 – 115.
11. Матвеенко Ю.И., Галаева М.Г. «Мягкая сила» как фактор современной геополитики // PolitBook, 2015. - № 1. – С. 165 – 178.
12. Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ / Отв. ред. А.А.Кокошин, А.Д. Богатуров. - M.: КомКнига, 2005. - 432с.
13. Морозова Н.М., Фомичева Н.М. Односторонние санкции во внешней политике США XXI века // Русская политология. 2017. - № 2. – С. 42 – 49.
14. Рабуш Т.В. Санкции США против СССР, их итоги и последствия (на примере антисоветских санкций 1980 года) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2016. – С. 45 – 53.
15. Сазонова К.Л. Основания международно-правовой ответственности государств в международном праве // Юридическая наука. 2012. - № 4. – С. 77 – 79.
16. Статут Лиги Наций // Сидоров А.Ю., Клейменова Н.Е. История международных отношений 1918-1939 гг. - М.: ЗАО Центрполиграф. - 2008. - 640 с.
17. Трайнин А.Н. Избранные труды. – СПб.: Издат-во «Юридический центр Пресс». 2004 г. - 898 с.
18. Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М.: Междунар. отношения, 1983. - 200 c.